суббота, 18 марта 2017 г.

Семинар – практикум: «снятие психоэмоционального напряжения»


Цель: Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Материалы: бейдж,  карандаши, листы белой бумаги, музыка релаксационная, шаблоны кисти рук, фломастеры, анкеты обратной связи.
Ход тренинга:
Здравствуйте!  Я рада Вас всех приветствовать.  Работая в дошкольном учреждении, вы ежедневно, ежечасно расходуете  душевные силы и энергию. Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей вашей деятельности, от чего зависит и ваши профессиональные успехи, и психологическое здоровье. При таких условиях существует множество факторов, которые могут вызвать стресс, апатию, пессимизм, депрессию, «профессиональное выгорание».  Поэтому сегодня я хочу провести с вами тренинг, который направлен на снятие психоэмоциональное напряжения.
Все люди реагируют на одни и те же нагрузки по-разному. У одних реакция активная, при стрессе успешность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других — пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика»). От характера реакции зависят возникающие вследствие стресса заболевания. Сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием. Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к выяснению отношений. Как правило, это сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся люди. Люди с язвенной болезнью отличаются тревожностью, раздражительностью, повышенной исполнительностью и обостренным чувством долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и вместе с этим повышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.

1.                Знакомство
Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которое он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Меня зовут _____________. А вас?
2.                Упражнение «Мои ожидания»
Цель: дать возможность участникам группы высказать свои ожидания от предстоящего мероприятия.
Взрослые участники пишут на заранее подготовленных заготовках – ладошках, свои ожидания, цели от тренинга и прикрепляют к мальберту в виде солнца.

3.                Упражнение «Ты молодец в том, что…»
Цель: получить навыки оказания помощи, поддержки человеку в сложной ситуации, осознать наличие этих проявлений из собственного опыта
Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас одному из вас необходимо сказать фразу, которая начинается словами «Меня не любят за то, что…». Ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой «Все равно, ты молодец потому, что…». Затем нужно поменяться ролями и повторить упражнение.

Этим упражнением я хотела показать для вас самокритичное отношение Ваше к себе, и что на самом деле оно не такое. Ведь главной причиной стрессов является Ваша самооценка к себе. Чем выше порог критики у Вас к собственной личности, тем больше вы склонны к неврозам и проявляете себя как самокритичная личность. Большое значение имеет умение одобрять себя, признавать результаты своей деятельности.
4.                Упражнение «Удовольствие»
Цель: систематизировать знания об удовольствиях как ресурсе расслабления.
 Всем известно, что одним из лучших способов отдыха и восстановления является наше увлечение, любимое занятие, хобби, рисование. Скажите, пожалуйста, какие виды деятельности для вас являются лучшим способом отдыха? Это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил. Упражнение «Волшебное искусство»
Необходимо иметь бумагу разных оттенков (красного, голубого, чёрного, желтого, зеленого, коричневого и белого цвета) и зубную пасту. Предложите ребенку выбрать бумагу и хотя бы три краски, которые понравились ему больше всего. Скажите: «Мы создадим с Вами волшебную картину. Не беря кисточку и пользуясь лишь тюбиком пасты, сделай пятно, проведи линию или нарисуйте все, что вам хочется». После всего согнуть лист пополам. После взяв концы сложенного листа, развернуть его. Хорошо, если у вас под рукой окажутся блестки – если вдруг кому-то захочется посыпать их на рисунок. Затем попросите рассказать о том, что он видят на рисунке.
5.                Упражнение «Мандала»
Цель: позволить проявиться разным чувствам, которые наполняют внутреннее пространство человека
Из предложенных материалов ( у меня это была разноцветная манка, кисель разного цвета, кофе) предлагается нарисовать мандалу «Я счастливая». Во время создания мандалы можно включить релаксационную музыку. После создания мандалы задаются вопросы для обсуждения:
- что вы чувствовали, когда рисовали рисунок?
 - менялось ли настроение и внутреннее чувство во время рисования?
 - какие ощущения она вызывает у вас в данный момент?
- Были ли неприятные ощущения?
- Ощущали ли вы такую боль в реальном времени?
- если бы рисунок мог обратиться к вам, что бы он сказал?
- если бы вы отвечали ему, каким был бы ваш ответ?

6.                Аутотренинг «Водопад»
Цель: психологическая разгрузка
Займите удобную позу. При этом очень важно выпрямить позвоночник поскольку он имеет естественные изгибы. Кисти рук лежат свободно на коленях, чтобы не соприкасались большие и указательные пальцы.  Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.
Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».
Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).
Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. 
Ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Вы спокойны, вы отдыхаете.
Вы в лесу…Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его яркие лучики пробиваются через листву многовековых деревьев – великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса. Перед вами тропинка, вы идете по ней, наслаждаясь пением птиц. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющийся из гранатной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы глубоко и с удовольствием вдыхаете легкий прозрачный запах источника. Он наполняет легкие и вместе с кровью проникает в каждую клеточку вашего тела. Ощущаете запах молодой свежей травы. Трогаете её руками – сочную, ярко-зеленую. Вы встали под источник, вода льется на вас. Она протекает сквозь каждую вашу клетку тела, сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций. Вода вымывает все то, что у вас накопилась – разочарования, огорчения, заботы. Вы чувствуете, как вы чисты, полны энергии. Ваши мысли ясны и четки.
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше и больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
С этого момента голос ведущего должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.
Итак, семь… Вы чувствуете как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущений силы и возможности действовать…Расслабленность заменяется собранностью… Четыре… Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три… Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак Два. Не открывая, глаза поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.
-как вы себя ощущаете?

И напоследок, я хотела вас попросить написать мне свои впечатления относительно тренинга на листах, находящихся у вас и передать их мне.
- Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?
-что показалось самым легким?
-что в тренинге для вас было полезным и поможет в дальнейшем?

Таким образом, профессиональное выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.

Спасибо!



2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина! Тема это всегда будет для нас актуальной, такая у нас работа. Приглянулось упражнение "Ты молодец в том, что..." Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Полезный семинар..очень ресурсный.

    ОтветитьУдалить